Боги и Архетипы

Мерц Б.А. Понятная астрология — М., 1993.

Основные символы астрологии — знаки зодиака и «планеты». К последним принадлежат светила — Солнце и Луна и собственно планеты: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Хотя названия планет взяты из римской мифологии, их основное символическое значение восходит к греческой мифологии.

Астрологов часто упрекают в фетишизации имен, в том, что на основании мифологического значения названий планет они приписывают последним те или иные значения и воздействия, перенося мифологические мотивы на астрологическое толкование. Необходимо пояснить, что и ранее планеты не отождествлялись с соответствующими божествами; никогда, например, не предполагалось, что планета Сатурн — это то же самое, что бог Сатурн. Планета выступала как символ божества, как его «звезда».

Мы также принимаем эти имена как символы для прообразов или, как выражается современная психология, архетипов. Архетипы — это прообразы вновь и вновь повторяющегося опыта человечества, для фиксации которого человек нуждается в образе и слове.

Нетрудно проследить, как опыт человечества — ложный, наряду с истинным, — отображается в сказках и пословицах, даже в древних крестьянских установлениях. Чем древнее опыт, тем более образно его выражение. Астрология, в конце концов, это тоже не что иное, как род наблюдения, возникающий из сопоставления того, что происходит на звездном небе, с тем, что происходит на земле. Люди постепенно начали видеть, что их исконнейший земной опыт соответствует образам, которые можно ясно наблюдать ночью на небе. Вот почему божества наделены столь человеческими, естественными и понятными свойствами.

Кроме того, человек нуждается в помощи. Казалось, что он едва способен выдерживать борьбу против животных стихий. Помощи он ждал от богов, которые научили его применять разум. Посредством внутреннего диалога с небесами, с божественными силами в себе и над собой, человек многое прояснил для себя, а также учился мыслить, понимать и соображать. А сообразительность — основа выживания...

Но с выдвижением на первый план сообразительности, разума, в человеке постепенно заглушались животные инстинкты и свойства, часто до такой степени, что все подсознательное или отрицалось, или считалось несущественным. Однако человек может вновь получить доступ к своим основным предрасположениям — посредством астрологии. Современный человек склонен вытеснять свои негативные стороны из сознания; между тем астрология, — возникающая из проецирования человеческого опыта на небеса, — пользуется символами божеств не только благих, но и демонических, свирепых и жестоких.

Родители рассказывают детям сказки, чтобы сделать мир понятнее. Мудрость пользуется образами, религия — символическими уподоблениями. Такова же сущность астрологии, коренящаяся в наблюдении и самонаблюдении. Еще и еще раз: прежде всего был опыт и его переживание, и затем уж над ним надстраивались мифологические обожествления. Имена божеств обретали символическое значение как закрепление их свойств. Астрология, пользуясь этими символами, отображает, таким образом, жизнь индивидуальной души.

Рассмотрим теперь эти архетипические прообразы, связанные с астрологическими планетами.

Заметнее всего в повседневной жизни воздействие Солнца. Его влияние проявляется как в хорошем, так и в дурном, ибо Солнце несет не только благо; многие области Земли страдают от его жара и связанной с ним сухости.

Этот естественный, природный опыт был издавна осознан и вплетен в ткань мифов и сказаний. Солнце соответствует сердцу, жизненной силе, жизненному ядру.

В греческой мифологии солнечная сила символизируется Аполлоном, сыном Гелиоса. Аполлон — бог бури, огня и света, сын Солнца, а потому — жизни. Он — носитель священной силы света. Своими сияющими лучами он убивает темную сущность подземного мира, но также и людей, которые ему противятся. Аполлон — носитель душевного озарения, творец.

Но как в природе Солнце порождает тени, так и солнечный бог имеет свою тень. В греческой мифологии это — таинственный Дионис, бог опьянения, символизирующий рождающуюся в глубинах жизненность. Дионис — бог ночной стороны, воплощение исконной животной силы, в противоположность человеческой силе духа; он соответствует диким Сатирам.

Мифология, — основа психологического и астрологического знания, — не переоценивает положительного и не забывает о негативном. Таково складывавшееся тысячелетиями знание о человеке, его характере, возможностях и границах. В сказаниях о солнечном боге мы можем видеть также черты преувеличенной самонадеянности, нетерпимости к критике и переоценки себя. Кто добавляет к этому склонность ко лжи, тот начинает бояться света и скрывается — в том числе и сам от себя, — в темноте влечений и опьянения.

Аполлон и Дионис — единое божество, отражающее двойственность, которую каждый из нас может обнаружить в себе; от самого человека зависит, куда он направит свою солнечную силу. Этому может помочь знание положения Солнца в гороскопе и его аспектов к другим планетам.

Обратимся теперь ко второму светилу — Луне. Благодаря многообразию своих обликов Луна приобрела в древности едва ли не большее значение, нежели Солнце. Для многих народов в различные времена она была основным символом божественного. И доныне она украшает собой флаги многих держав.

Луна по-немецки — мужского рода; между тем это, очевидно, женственный символ (и наоборот: Солнце по-немецки — женского рода, хотя это, очевидно, мужской символ). Все лунные божества — женственны. Селена — богиня женственности, символ воспринимающего принципа. Юная Артемида — также лунная богиня, олицетворяющая Луну в новолуние. Она живет в уединении природы, в зеленых долинах с чистыми ручьями; там охотится она на диких зверей. Психологически говоря: она преследует все животное, будучи хранительницей девственной чистоты.

Полной Луне соответствует Гера, богиня материнства, супруга Зевса, хранительница очага и отечества. Деметра — также лунная богиня, символ заботливой матери, опасающейся потерять свое дитя.

Убывающей Луне соответствует Персефона, богиня подземного мира, похищенная, по преданию, из Гадеса. Исчезнувшая Луна символизируется Гекатой, темной лунной богиней. С ней связан ужас перед призрачными образами, поднимающимися из глубин бессознательного. Она — волшебница, ибо проявления бессознательного, способные даже поколебать сущность человека — чудесны, они необъяснимы для рассудка.

Итак, Луна отражает в гороскопе борьбу и перемены души, персонифицируемые лунной богиней.

Перейдем теперь к Гермесу или Меркурию. Гермес, посланник богов, названный римлянами Меркурием, ближе всего на небе к Солнцу — или перед ним, или за ним. Неудивительно, что это было истолковано как роль вестника. Аполлон и Гермес связаны друг с другом во многих сказаниях. Задача Гермеса — передавать людям волю богов, с другой же стороны, — сообщать богам о людям, об их желаниях и нуждах. Таким образом, Гермес-Меркурий — посредник между небом и землей.

Это требует определенных способностей: ума и дипломатии, хитрости, ловкости, а иногда и лжи. Гермес может даже проникнуть в подземный мир и вывести оттуда души. Все это требует постоянного внимания и наблюдательности, быстроты мысли и сообразительности. Гермес не поддается ослеплению чувств, никакая тьма не может его усыпить. Посланник богов не ведает ни усталости, ни страха.

На Олимпе Гермес-Меркурий считается представителем и защитником человечества. Он способен по достоинству оценить богов, зная их мир, но он также сообщает им о сильных и слабых сторонах людей. Люди недаром доверили сыну Зевса-Юпитера быть их ходатаем!

Предания говорят, что Гермес научил людей праву, но также и обману. Он часто двузначен и двусмысленен, так что истина становится ложью, а ложь — истиной. Это бог пути, знающий только кривопутья.

Его звезда видима то как вечерняя, то как утренняя, как и звезда Венеры, к которой мы переходим.

Среди звезд-планет Венера, как никакая другая, очаровывала людей. Это Вечерняя и Утренняя звезда, поэтому мифы об Афродите-Венере передают нам ее двойственный облик. Ее двойственность олицетворяется божествами Люциферосом и Гесперосом. Люциферос — Утренняя звезда, предшествующая Солнцу, — символ нежной любовной игры, ведущей к встрече любимых в глубинах души. Говорят, что Утренняя звезда сопровождает новобрачных в брачном пути. Гесперос — Вечерняя звезда, олицетворяющая тихую любовь без страстей, а также одухотворенную любовь и подлинное родство душ.

Афродита — любимая дочь Зевса, доверившего ей сердца людей. Когда же Афродита-Венера овладевает сердцем человека, оно становится безумным от любви. Предание гласит, что Афродита столь неотразима, что повергла к своим ногам даже воинственного Ареса-Марса.

Однако Афродита имеет не только два облика, но и две ее стороны проявляются в каждом человеке. Об этом напоминает предание о том, как она связалась с грязным кузнецом Вулканом-Гефестом. Одно из имен Афродиты — Анадиомена, «из пены рожденная», что олицетворяет чистую небесную любовь, в противоположность Афродите-Пандемос, символизирующей чувственное влечение.

В Афродите-Венере много противоречивого, в особенности в связи с вопросами пола; ее связывают естественно напряженные отношения с Аресом-Марсом. Они равно участвуют в соединении, но в любви — стремление к продлению рода, в Эросе — секс. Что лучше гороскопа может помочь распутать эти сложности?

Перейдем теперь к богу войны — Аресу-Марсу.

Марс поражает людей своим красным цветом, особенно когда находится вблизи Земли и в оппозиции к Солнцу. Арес объявляет Солнцу войну, борьба украшает его щит. Но Арес-Марс не только бог сражений; он — победитель зимы, бог посевов, полей и полевых работ. Его символы — копье и плуг, символы борьбы и труда. Кто хочет победить зиму, тот должен обладать безрассуднейшей смелостью и быть непобедимым. Это может превратиться в неистовую борьбу. Проблема Марса, так же как и в астрологии, — разрешается лишь дисциплиной, участием в борьбе за великие цели, за высшие ценности и идеалы. Власть над жизнью влечений сама по себе не ведет его далеко. Такого рода опыт прекрасно отражается в предании: рана, нанесенная ему Афродитой, могла быть излечена только благодаря заступничеству Зевса. От пленения его могла освободить только хитрость Меркурия. А осуществление приносит ему лишь Афродита-Венера.

Итак, Арес-Марс представляет первоначальную силу, которая ничего не может делать сама по себе. Вместе с тем, и без этой первоначальной силы ничего не было бы. Однако тот, кто использует лишь первоначальную силу, тот рискует трагически погибнуть: он чувствует себя слишком сильным, и потому проигрывает. Существование того, кто не обладает достаточной первоначальной силой, в опасности, если он не получает вовремя помощь от других планетных богов, т.е. не мобилизует душевные силы, — это также можно видеть при анализе гороскопа.

Обратимся теперь к Зевсу-Юпитеру. Он следит за тем, чтобы воинственная сила Марса не вырождалась в слепую жажду убийства, а оставалась рыцарственной. Поэтому дочь его Афина остается для Марса непобедимой.

Предание гласит, что отец Зевса — Хронос-Сатурн — пожирал всех своих детей из страха быть ими сверженным. Однако он был обманут и вместо Зевса проглотил камень; Зевс был подхвачен нимфой и выкормлен козой. Позже он принудил отца изрыгнуть обратно всех пожранных детей, однако (такова черта нового) оставил его в живых, не воздавая убийством за убийство.

Будучи богом судящим, карающим при необходимости громом и молниями, Зевс-Юпитер вместе с тем является богом плодородия. Он — покровитель религии, он символизирует осмысленность и стремление к лучшему в человеческом характере. Однако он может жестоко карать, если чувствует, что им злоупотребляют, если задета его гордость.

Вместе с добротворчеством ему свойственны и слабости: склонность к любовным похождениям. Он нуждается во взаимности, и чтобы ее получить, способен (ради соблазнения и свидания) к различным превращениям; он может превратиться в животное, т.е. регрессировать до животного уровня, следуя своим желаниям, идя у них на поводу.

Зевс наслаждается олимпийским бытием в полной мере, он склонен к озорству, но с пониманием относится к слабости других. Он принес на Олимп смех.

Поскольку, как было сказано, он не воздал злом за зло, оставив в живых своего отца, мы должны перейти теперь к этому злотворцу классической астрологии.

Хронос-Сатурн символизирует не только зло и несчастья в астрологической картине мира. Его недаром почитают управителем Золотого Века. Однако для того, чтобы прийти к власти, Хронос должен был свергнуть и умертвить своего отца Урана, после чего им овладел страх, что и его ожидает та же судьба. Он стал пожирать своих детей; однако он их только поглощает, не убивая, он держит их в заточении, — не так ли обращается человек со своими благими мыслями, которые также являются его детьми, сдерживая их из страха или слабости?

Хронос-Сатурн — бог времени, а потому — Страж Судьбы, свершающейся в каждом индивидууме, в каждом поколении, в каждом народе.

Хронос напоминает также о нужде и труде, а потому считается заступником маленьких людей, вынужденных надрываться на работе, могущих лишь мечтать о большой жизни. Поверженный находит в нем опору, черпая здесь чувство долга, способность продолжать жизнь и борьбу, что требует самообладания, преодоления себя, налагает испытания. Не стыдно быть поверженным, стыдно оставаться лежать, — вот чему учит Хронос-Сатурн.

Сатурническое нелегко понять, еще труднее — выдерживать, ибо Хронос-Сатурн хранит сокровенные, скрытые в глубинах человека силы, которыми еще нужно научиться владеть.

Судьба Сатурна тесно связана с его отцом — Ураном, и матерью — Геей. Уран, его отец, считается прародителем богов. Он рожден без отца Геей, богиней Земли. С ней он породил бесформенных, странных чудовищ — титанов, циклопов, сторуких, которые потом были ввергнуты в недра Земли. Эти чудовища вызывали в Хроносе-Сатурне такую ненависть, что он оскопил отца-Урана. Тем не менее, от него началось поколение богов — так гласит людское предание. Таким образом, он творит так, как был создан сам — внезапно. Его символ — творение из ничего!

Но действительно ли перед Ураном ничего не было? Не было ли это «ничто» плодоносными пра-водами, небесным морем, в котором люди (посредством вычисления, а не наблюдения!) усмотрели Посейдона?

Посейдон-Нептун считается хозяином морей, вод, т.е. творческого элемента. Из моря произошла жизнь, из бесконечного источника черпает человек творчество, сам приходящий в жизнь вместе с водами.

Иначе говоря: Уран рожден из Хаоса, но кто господин Хаоса? Посейдон-Нептун, брат Зевса, властитель глубин. Море родственно Хаосу, не зная границ в своем неистовстве.

Но это — творческий Хаос. В мире Посейдона — «все и ничто», бесконечные возможности предчувствия, всечувствования, сверхчувственного, потустороннего, оккультного. Владения Посейдона представляют царство Океана-Первопотока, окружающего мир, отца шести тысяч Океанид. Он также — Праотец, объемлющий мир.

Этот Первопоток окаймляется лишь берегами Гадеса-Плутона, подземного мира, глубочайшей перво-Земли, самым глубоким слоем жизни, столь глубоко лежащим, что оттуда возможно лишь высшее. Поэтому Плутон часто интерпретируется в астрологии как властитель недр Земли и ее сокровищ. Психологически это можно интерпретировать как соответствие глубочайшим анималистическим возможностям подсознания, где все является коллективным, массовым, но откуда начинается процесс индивидуализации. Плутон по праву считается символом коллективного, а там, где господствует масса, там господствует Власть.