Особенности морально-нравственной рефлексии современного взрослого

Статья посвящена анализу такого сложного и многогранного феномена как морально-нравственная рефлексия. В данной работе говорится об особой актуальности проблемы исследования морально-нравственного развития современной личности и о реальной потребности, как науки, так и общества в новом психологическом осмыслении данного феномена; вкратце изложены взгляды на данную проблематику сформированные в рамках гуманистически ориентированных направлений в психологии; проводится параллель между морально-нравственной рефлексией и успешным личностным развитием; говорится о необходимости формирования нравственного сознания и ответственности за это как личности, так и общества. В эмпирической части статьи приведены результаты первого этапа экспериментального исследования морально-нравственной рефлексии современного взрослого и намечены перспективы хода дальнейшего эксперимента.

Проблема исследования морально-нравственного развития личности приобретает особую актуальность в современном российском обществе. Старая система нравственных ценностей и идеалов оказалась отвергнутой, полностью разрушены традиции и социальные регуляторы, действовавшие в прошлом. Многие люди находятся в ситуации экзистенциального и идеологического вакуума, теряют смысл жизни, что ведет к необходимости поиска опоры внутри себя, к тому, чтобы самостоятельно направлять и регулировать свою жизнь. Возросла необходимость в личностной морально-нравственной автономности, которая предполагает самостоятельность выборов, принятия решения и совершения определенных действий на основании внутренних критериев, с учетом собственных психологических особенностей.

Морально-нравственное развитие как компонент личностного развития – это путь человека длиною в жизнь. Этот сложный, многогранный процесс подразумевает как психологическое созревание, так и духовное становление. Для современных психологов это достаточно очевидно. Но рефлексии значимости процесса о необходимости нравственного развития личности, еще не достаточно для ответа на вопросы о том, что приводит современного человека к тотальной неудовлетворенности, невозможности быть полноценным творцом своей жизни и создавать то качество жизни, которое вдохновляет и ведет его к полному раскрытию себя в контексте современных жизненных реалий. Возникает реальная потребность, как науки, так и общества в новом психологическом осмыслении данной категории.

Не смотря на то, что в рамках общенациональной культуры невероятно усложнены механизмы передачи духовно-нравственных ценностей, затруднена здоровая социализация молодежи и нет социальных программ, помогающих взрослому человеку осознанию и следованию истинно своим ценностям, работ посвященных данной проблематике немного.

В связи с очевидно «усложненной реальностью» нового времени, и скоростью с которой изменяется современная окружающая действительность встает необходимость исследования личностных качеств, которые помогают человеку эффективно выстраивать свою жизненную реальность, сохраняя при этом свою целостность и индивидуальность [5]. Многие современные психологи отмечают, что необходимыми элементами для этого являются стремление к личностному развитию (самореализации) и способность к морально-нравственной рефлексии. Взаимосвязь данных тенденций и обусловила наш научный интерес.

Реалии нашего сложного времени диктуют необходимость перевода морально-нравственных категорий из области идеального в реальное осознаваемое каждым человеком поле своего развития [9]. Способность к саморефлексии (умение оценить прошлое; анализировать настоящее и планировать будущее); способность к саморегуляции и здоровому волевому поведению; ответственное отношение к миру, к себе и окружению; критическая оценка и выбор своей системы ценностей и способность на основе этого творчески и профессионально развиваться – все эти понятия современные психологи считают ключевыми в морально-нравственном становлении здоровой личности.

На основании теоретического анализа и обзора эмпирических исследований нами был очерчен круг эмпирически измеряемых конструктов разного уровня, имеющих отношение к морально-нравственной рефлексии и феномену саморазвития человека, которые отвечают логике нашего исследования такие как: уровень морально-нравственной рефлексии; общий уровень значимости морально-нравственных категорий; уровень нравственной воспитанности и желательных ценностных отношений к себе, миру, людям; уровень развития смысловой сферы (осмысленность, насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией, наличие смысла жизни и жизненных целей); направленность ответственности в виде внутреннего или внешнего локуса контроля; общий уровень рефлексии; стремление к самореализации. Психометрические методики, измеряющие данные конструкты, вошли в подготовленную нами тестовую батарею.

Исследуя понятие «морально-нравственная рефлексия», мы апеллируем к смысловому полю, которое существует в современном психологическом понимании данной проблематики, и опираемся на степень разработанности этой проблемы в контексте приемлемом для сегодняшнего дня, так как еще 20 лет назад эти категории имели совершенно другую информационную наполненность и интерпретировались совершенно иначе. Исследование вопроса морально-нравственных норм включает в себя две тенденции развития: первая - понимание человека как общественного индивида, подчиняющегося общественной морали; вторая (современный подход) – понимание человека как личности устремленной к идеалу (самореализации, зрелости, индивидуации, целостности), а понимание морали как пути к внутреннему самосовершенствованию.

Вплоть до 60-х годов XX столетия на западе и до середины 90-х годов в России относительно личности исключалась свобода выбора, ответственность за морально-нравственное воспитание отдавалась обществу, а все моральные выборы человека должны были быть подчинены исключительно социальной полезности.

Впервые проблема морально-нравственного самоопределения с точки зрения свободного выбора человека возникла в рамках экзистенциально-гуманистического направления, основными представителями которого являются: Д. Бьюдженталь, К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм, В. Франкл, Р. Мэй. Ученные данного направления впервые заговорили о вопросах самоосуществления, акцентируя внимание на духовно-ценностной составляющей развития и реализации духовной компоненты внутреннего содержания личности.

В России рамках неклассической психологии данную проблему исследуют: Б.Г. Братусь, Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко, Д.А. Леонтьев, Братченко С.Л. В рамках духовно-нравственной психологии: Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков, Ф.Е. Василюк.

Сформированное в рамках гуманистически ориентированных направлений представление о природе человека как о существе свободном, ответственном, имеющем двойственную материально-духовную природу, что не отрицает так же его социальности, позволяет говорить о проблематике морально-нравственного самоопределения и вопросах самореализации как о двух взаимосвязанных и взаимно инициирующих категориях предполагающих личностное развитие.

Таким образом, актуальность темы нашего исследования обусловлена возрастанием роли человека в определении вектора личностного развития и необходимости для этого морально-нравственной определенности и автономности.

На первом этапе нашего экспериментального исследования нами были разработаны две анкеты для разделения респондентов на 2 экспериментальные группы по уровню морально-нравственной рефлексии: Анкета №1 - для изучения уровня морально-нравственной рефлексии; Анкета №2 – для изучения общего уровня значимости морально-нравственных категорий и выявление наиболее значимых морально-нравственных категорий для современного взрослого.

В начале исследования в анкетировании приняли добровольное участие 200 человек: 110 мужчин и 90 женщин в возрасте от 35 до 63 лет. Все испытуемые – русские, жители города Москвы, причисляющие себя либо к христианству (без уточнения духовного направления: православие, католицизм, протестантизм), либо не имеющие возможности четко отнести себя к какому-либо типу вероисповедания.

На первичном этапе исследования, при обработке анкет, 30 человек были исключены из списка респондентов, так как показали полную неосведомленность, отчужденность и не включенность в тематику предлагаемого материала. На следующем этапе в исследовании приняли участие 170 человек: 100 мужчин и 70 женщин.

Первой респондентам была предложена анкета, состоящая из 14 вопросов, направленных на выявление уровня морально-нравственной рефлексии. Результаты анкетирования обрабатывались при помощи количественного контент-анализа. Процедура проведения контент-анализа заключалась в обработке текста посредством поиска единиц анализа отражающих подтверждение присутствия признака объекта отражающегося в определенной характеристике респондентов значимых для нашего исследования. Категории анализа были выделены дедуктивным методом из смыслового поля вопросов. Количество категорий совпадает с количеством вопросов анкеты. Каждая категория анализа соответствует конкретному вопросу анкеты. Подкатегории анализа были выведены при помощи индуктивного метода на основе исследуемых ответов респондентов. Сначала были выделены содержательные элементы текста, занесены в единый список и затем обобщены в подкатегории. Критерием оценки наличия той или иной категории выступало присутствие в тексте таких единиц анализа как: слово, словосочетание, предложение, суждение, высказывание, чувство, фамилия. Так же учитывалась полнота ответа на вопрос. Так закрытые ответы, не предполагающие смыслового подтверждения, рассматривались нами как отсутствие категории анализа, не содержащие эмоционально-личностного отношения к проблематике заданной вопросом. На основании проведенного анализа текста был составлен словарь-классификатор и кодировочная матрица контент анализа. Процедура подсчета баллов производилась по заранее определенной методике шкалирования: за каждый вопрос анкеты респондент получал либо «+», либо «-», что предполагало наличие либо отсутствие определенной категории контент-анализа в ответе респондента.

Второй испытуемым была предложена Анкета №2, состоящая из 40 пунктов, включающих в себя морально-нравственные категории, которые респондент должен оценить по степени важности для себя от 0 до 10 баллов. Оценка баллов производилась суммированием числовых показателей по всем пунктам методики. Максимальное предполагаемое методикой количество баллов – 400, минимальное - 0. Чем больше баллов набрал респондент, тем выше для него уровень значимости морально-нравственных категорий.

Баллы, полученные по результатам двух исследований (Анкета №1 и Анкета №2), мы перевели в нормированные показатели (т.е. нормировали показатели каждого респондента к общей базе, привели их к единице). Таким образом, максимальное значение для каждого из исследований составляет единицу, а минимальное ноль. Далее мы объединили результаты по двум методикам, вычислив между ними среднее значение. Для цели суммирования исследования считаются равнозначными, то есть весовой коэффициент каждого составляет 50%, что позволяет находить результат методом простого среднего.

Проранжировав результаты участников, от меньшего к большему значению, в соответствии с гипотезами и задачами нашей работы, мы сформировали две группы респондентов с одинаковым количеством респондентов по 60 человек, исключив среднюю часть выборки (50человек), то есть респондентов с промежуточными значениями.

В первую группу вошли респонденты с наименьшим количеством балов, со средним итоговым значением по результатам двух исследований от 0,31 до 0,45 (в дальнейшем Группа №1 – респонденты с низким уровнем морально-нравственной рефлексии).

Во вторую группу вошли респонденты с наибольшим количеством баллов, со средним итоговым значением от 0,70 до 0,85 (в дальнейшем Группа №2 – респонденты с высоким уровнем морально-нравственной рефлексии).

Результаты первого этапа экспериментального исследования.

В результате обработки Анкеты №1 нами были выявлены 14 категорий контент-анализа: 1. Оценка респондентом нравственности как необходимого личностного качества современного человека; 2. Сформированное семантическое поле относительно понятия «нравственность»; 3. Наличие позиции относительно морально-нравственного состояния современного общества; 4. Обсуждение вопросов, касающихся морально-нравственной тематики с другими людьми; 5. Личное отношение к теме причин нравственной деградации современной личности; 6. Умение дать духовно-нравственную оценку личности другого человека; 7. Ответственная позиция относительно своего уровня нравственного развития; 8. Стремление к конкретным нравственным идеалам; 9. Чтение литературы духовно-нравственной направленности; 10. Любовь к классической музыке; 11. Наличие в жизни конкретных нравственных поступков; 12. Проявление интереса к тематике анкеты морально-нравственной направленности; 13. Желание повышать уровень своей осведомленности о феномене морально-нравственного; 14. Стремление к развитию уровня внутреннего морально-нравственного потенциала.

В дальнейшем описании результатов исследования по Анкете 1, мы опускаем промежуточные результаты, полученные по общей выборке (170 человек) и приводим данные по двум экспериментальным группам (по 60 человек в каждой), сформировавшихся по результатам обработки двух анкет, так как эта информация представляется нам наиболее интересной.

Отразим на диаграмме присутствие в процентном выражении категорий контент-анализа для двух экспериментальных групп.

Диаграмма №1

Результаты, полученные по Анкете №2 позволили нам выявить общий уровень значимости для респондентов морально-нравственных категорий, а так же обозначить наиболее значимые для современного взрослого морально-нравственные категории. Результаты данного исследования отразим в таблице № 2.

Таблица №2

Респонденты Кол-во человекв группе Максим ко-во баллов по методике Набрано баллов % от общего количества возможных баллов
Общая выборка 170 68000 43117 63%
Группа № 1 60 24000 12130 50,5%
Группа № 2 60 24000 18690 77,8%
Респонденты со средними показателями 50 24000 12297 51,2%

Результаты исследования по каждому из 40 морально-нравственных качеств, для отдельных групп респондентов, представим в сводной таблице № 3.

Таблица №3

Респонденты Морально-нравственные категории, оцененные респондентами как наиболее важные. Морально-нравственные категории оцененные респондентами как наименее важные.
Общая выборка Смысл жизни; внутренняя гармония; счастье. Коллективизм; умеренность; патриотизм; альтруизм; долг; равенство людей.
Группа №1 Смысл жизни; счастье; внутренняя гармония; уважение к старшим; забота. Всепрощение; патриотизм; совесть.
Группа №2 Внутренняя гармония; смысл жизни; развитие морально-волевой сферы; уважение к людям; духовное самосовершенствование; доброжелательность. Коллективизм; равенство людей.

По результатам данного исследования можно констатировать факт, что как респонденты общей выборки и так и респонденты двух экспериментальных групп указали категорию «смысл жизни» как наиболее важную.

По общей выборке так же получили высокие баллы такие категории как: «внутренняя гармония» и «счастье». Эти категории оказались наиболее важны так же для двух экспериментальных групп.

В Группе №1 высокие баллы получили еще 2 категории: «уважение к старшим» и «забота».

Респонденты Группы №2 считают важным развивать морально-волевую сферу и особо выделяют такие категории как: «уважение к людям», «духовное самосовершенствование» и «доброжелательность».

Участники общей выборки и Группы№2 поставили минимальное количество баллов таким категориям как: «коллективизм» и «равенство людей».

По общей выборке низкие баллы так же получили такие категории как: «умеренность», «патриотизм», «альтруизм» и «долг».

Респонденты Группы№1 считают не важными для себя такие категории как: «всепрощение», «патриотизм» и «совесть».

Таким образом, на первом этапе экспериментального исследования нами были разработаны две анкеты для изучения уровня морально-нравственной рефлексии респондентов. Полученные результаты позволили разделить респондентов на 2 экспериментальные группы с низкой (Группа №1) и высокой (Группа № 2) степенью морально-нравственной рефлексии.

Наш научный интерес обусловлен исследованием взаимосвязи способности личности к морально-нравственной рефлексии, ее стремлением к личностному развитию, а так же уровнем развития ее смысловой сферы, поэтому следующим этапом нашего экспериментального исследования мы планируем сравнение двух экспериментальных групп по следующим параметрам: актуальность потребности в самореализации (Методика актуальности основных потребностей, «Парные сравнения». Модификация И.А.Акиндиновой); степень реализации потребности в саморазвитии («Диагностика реализации потребности в саморазвитии»); устойчивость желательных ценностных отношений к жизни, к людям, к себе (Тест «Пословицы» С.М. Петровой); смыложизненные ориентации: осмысленность, насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией, направленность локуса ответственности («Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева); общий уровень рефлексивности («Определение уровня развития рефлексивности» А.В. Карпова).

Список литературы:

  1. Алмаев Н.А. Применение контент-анализа в исследованиях личности: Методические вопросы. - М: Изд-во "Институт психологии РАН", 2012. – 167 с.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник – 4-е изд., М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2010. – 448 с.
  3. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности. СПб. 1997, с.38-46.
  4. Валиаментов Х.Х. Духовно-нравственное развитие личности в учебно-событийной деятельности: дисс.... канд. псих. Наук. – Казань., 2003.
  5. Галажинский Э.В. Поиск методологических оснований изучения психологических детерминант самореализации личности. // http://psy.tsu.ru/data/pdf/3_07.pdf (дата посещения 20.05.2013).
  6. Гостев А.А., Борисова Н.В. Психологические идеи в творческом наследии И.А. Ильина: На путях создания психологии духовно-нравственной сферы человеческого бытия. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2012. , 288с.
  7. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / Под ред. Г.В. Залевского. - Томск: Издательство Томского университета, 1999.
  8. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека. // Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М.: «Смысл», 1997. - 335 с.
  9. Леонтьев Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности. – http://www.institut.smysl.ru/article/spirit.php.
  10. Леонтьев Д.А., Иванченко Г.В. Комплексная гуманитарная экспертиза: методология и смысл. - М.: Смысл, 2008. - 133 с.
  11. Тарасьян Н.А. Особенности духовности и самосознания современного российского юношества: дисс. ... докт. псих. наук. – Ставрополь., 2012.
  12. Штумпф С.П. Духовность как социокультурный феномен: аксиологическая направленность и перспективы развития: дисс. ... канд. псих. Наук. – Иркутск., 2007.